В период с 2003 по август 2007 я принимал участие в проектировании и авторском надзоре за станцией метро «Трубная» в составе авторского коллектива «Метрогипротранс».
«Тру́бная» — станция Люблинской линии Московского метрополитена. Открылась 30 августа 2007 года и стала 173-ей по счёту. Станция «Трубная» расположена под Трубной площадью, в районе пересечения Цветного бульвара и Бульварного кольца. Была конечной до ввода в эксплуатацию участка «Достоевская»—«Марьина роща» 19 июня 2010 года.
Станция «Трубная» по конструкции колонно-стеновая. Каждая четвёртая
колонная секция заменена простенком, что увеличивает их прочность,
опорами колонн служит монолитная железобетонная плита. На «Трубной»
пересадка на станцию «Цветной Бульвар»
Серпуховско-Тимирязевской линии осуществляется из северного торца
центрального зала, а из южного — выход в город на Трубную площадь. На
участке «Сретенский Бульвар» — «Трубная» принят минимальный радиус
кривой 500 метров вместо стандартных 600. Это сделано для увода трассы
из охранной зоны памятника архитектуры «Рождественский женский монастырь». Архитекторы:
В. З. Филиппов, С. А. Петросян, А. В. Рубан, Т. А. Силакадзе, Т. В. Петрова, при участии С. Б. Прытковой
История созданияВопрос о сооружении станции с выходом на Трубную площадь поднимался ещё до начала строительства Московского метрополитена. Уже в 1931 году станция «Трубная площадь» упоминается в составе электрифицированного железнодорожного диаметра. На перспективной схеме 1932 года станция появляется в составе Дзержинско-Замоскворецкого диаметра, в 1934 году входит в состав Краснопресненско-Рогожского диаметра. В плане развития метрополитена 1947 года станцию «Трубная площадь» планировалось включить в Малое кольцо.
На перспективной схеме 1957 года «Трубная» показана в составе Серпуховско-Рижского и Калужско-Тимирязевского диаметров. К 1958 году проект был изменён, и «Трубная» появилась в нём в составе Калужско-Рижской линии. В проектных предложениях 1965 года
предлагалось также строительство «Трубной» в составе
Ждановско-Тимирязевской линии (между «Дзержинской» и «Новослободской»).
Однако продление Ждановского радиуса было отложено, а трассировка
Калужско-Рижского диаметра была изменена.
В 1970-х годах был предложен проект Серпуховско-Тимирязевской линии,
по которому первоначально предполагалось строительство «Трубной» в
составе СТЛ. Позже было решено в составе СТЛ построить станцию «Цветной
бульвар» с пересадкой на «Трубную» Люблинско-Дмитровской линии.
Работы по сооружению станции начались в 1990 году. Строительство планировалось завершить в 1992 году. В 1990-е годы существовали проблемы с финансированием, и поэтому строительство велось эпизодически, а с 2000 года было заморожено. В 2005 году сооружение станции возобновилось. 27 августа 2007 года был пущен пробный поезд. 30 августа 2007 года в 11:20 станция была открыта в составе первой очереди строительства центрального участка будущей Люблинско-Дмитровской линии.
Предыдущая станция метро внутри Кольцевой линии была открыта за девятнадцать лет до «Трубной», причём это был «Цветной бульвар» Серпуховско-Тимирязевской линии.
ОформлениеСогласно проектному решению, на сводах станции установлены
водозащитные декоративные зонты из белого стеклопластика, путевые стены и
колонны облицованы мрамором
светлых тонов, вставки между колоннами — тёмно-зелёным. По словам
главного архитектора станции Владимира Филиппова, первоначально для
облицовки стен и колонн предполагалось использовать каррарский мрамор
желтоватых тонов, однако в Москву привезли мрамор сероватого цвета.
Простой геометрический рисунок гранитного ковра на полу повторяет ритм
порталов с чередованием светло-серого и черного камня. Для освещения
станции используется мягкий закарнизный свет (над порталами — оранжевый,
по всему залу — белый), а также 18 бульварных фонарей с кронштейнами в
стиле модерн. Для украшения интерьера и удобства пассажиров в перемычках между колоннами висят витражи с изображениями древних городов России и установлены скамейки. Над торцевыми проходами центрального зала установлены панно. Автор витражей и панно — Зураб Церетели. На платформе расположена диодная светящаяся полоса, которая обозначает безопасную границу до ее края.
После открытия станции некоторые пассажиры высказывали недоумение по
поводу оформления витражей. Дело в том, что практически на всех витражах
изображены церкви и соборы, но ни на одном их куполе нет креста. Через
несколько месяцев после открытия Трубной на всех куполах кресты
появились — кто-то из пассажиров самостоятельно прикрепил к витражам
маленькие нательные распятия и деревянные крестики. Руководство
метрополитена не сочло эти кресты портящими облик станции, поэтому их
можно наблюдать на витражах до сих пор.
Из юго-восточного торца можно по эскалаторам подняться в вестибюль, расположенный в начале Цветного бульвара. В северо-западном торце находится переход в южный торец станции «Цветной бульвар» Серпуховско-Тимирязевской линии. Основной текст статьи взят из Википедии |